Таксанг Лакханг

Таксанг Лакханг

 

Таинственное и загадочное королевство Бутан нередко называют Шангри Ла – страной, в которой исполняются самые заветные желания. Там, в Гималаях, стоят огромные монастыри – центры буддизма.

На одной из самых высоких скал, на высоте 700 метров под долиной Паро в 8 веке Падмасабхавата, родоначальник буддизма в Бутане, основал дзонг, монастырь-крепость. Его название «Таксанг Лакханг Дзонг» означает «Логово Тигрицы».

Сюда Падмасабхавата перенесся на спине тигрицы, в которую превратилась его супруга Еше Цогьял. Он медитировал в пещере Лакханг Сенге Самдуп около трех месяцев, направляя мысли к Радости и Свету, глядя на Джомолхари, высочайшую в стране вершину, на которой по преданиям живет символ королевства – Громовой дракон. В 1692 году рядом с пещерой выстроен монастырь.

Полная реставрация храма потребовалась после пожара 1998 года. В настоящее время Тасканг-лакханг – семихрамовый комплекс, каждый из храмов открыт для посещения.

Расположенный в 10 километрах от Паро монастырь словно повис на краю утеса, высота которого 3120 метров. Склон горы почти вертикальный. Но, хотя и выглядит она неприступной, имеется несколько путей сюда: через лес с северо-запада, с севера, через скалистое плато Бумда или «Сто тысяч фей», и с юга. Сосновый лес буквально увешан флажками для молитв.

Бамбуковый прочный мост служит переправой через пропасть. При опасности его сворачивали. Монастырские здания составляют основные храмы с куполами, покрытыми золотом, и помещения для жилья. К гранитной пещере дизайн подходит идеально: десятки изображений бодхисатв, освещают мерцающие масляные лампы.

Одна из пещер скрывает «Зал тысячи Будд». Практикующие буддизм Ваджраяны монахи в долину спускаются редко, почти постоянно живя в монастыре. Здания соединяют лестницы и ступени в скалах с несколькими деревянными мостиками. На самом высоком уровне – храм фриза Будды.

Священное Писание хранится в одном из зданий монастыря. С каждого балкона знания открывается прекрасный вид на долину Паро. Ежедневно с 4 часов утра монахи начинают вращать молитвенное колесо, возвещая начало нового дня.
Каждую весну в Паро проходит фестиваль танцев в честь гуру Риппоче Падмасамбхава.

В это время следует процессия традиционных танцев масок святых идолов, исполняемых монахами. В заключительный день десятидневного фестиваля для всеобщего обозрения выставляется танка Падмасамбхава. Делается это ранним утром, так как свет солнца по традиции не должен касаться ее.